Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовить одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.
Движение – кладовая жизни».
Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовить одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.
Любая функция или работа клетки осуществляется за счет запасенной ранее энергии. В развивающемся организме клетка запасает энергии больше, чем тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. Человек (как и животное) в состоянии эмоционального эффекта – гнева, ярости – может совершить такую мышечную работу и преодолеть такие препятствия, справляться с которыми в обычных условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимает тяжести, значительно превышающие его собственный вес.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – умственной работоспособности и психической активности. Мышечная активность влияет на формирование характера человека и его способность творчески мыслить.
Современная жизнь школьника– занятия в школе, приготовление уроков, чтение, компьютер, телевизор – предполагает малоподвижный образ жизни. Около 18 часов в сутки (включая и сон) подросток находится в полной или относительной неподвижности (В год!!! –972ч). Чем не космонавт? Лишь 6 часов остается у него на подвижные игры, прогулки, спорт. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становиться то высоким, то низким), в костных тканях уменьшается содержание солей кальция и кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется, настроение резко падает, в организме уменьшается количество жидкости, а следовательно, происходят и другие обратимые изменения.
В современном обществе человек уже с детских лет страдает от недостатка двигательной активности (гиподинамии). Это ведет к нарушению согласованной деятельности систем организма. Возникающая дисгармония в первую очередь неблагоприятно отражается на сердечно - сосудистой системе и высшей нервной деятельности человека. Гиподинамия отрицательно влияет на физическое развитие, работоспособность и функциональное состояние. Одно из неблагоприятных ее проявлений – повышение процента школьников с избыточным весом. Такие дети обычно жалуются на повышенную утомляемость, слабость, головные боли. Они чаще болеют, работоспособность их снижается, а здоровье по мере увеличения ожирения, все больше ухудшается. 82%школьников с избыточным весом занимаются физической культурой лишь на уроках в школе, посещают они их зачастую нерегулярно. Большинство школьников с избыточным весом, стесняются своих сверстников, а между тем, для них правильная доза физической нагрузки является гарантом их здоровья.
Человек – это открытая биологическая система, которая напрямую зависит от окружающей среды, но она в ней заложена - как природное начало к саморегуляции. Человек может и должен сам регулировать свою деятельность, поддерживая стабильность в организме. И немаловажную роль в этом играет:
- Двигательная активность человека;
- Способность его правильно дышать;
- Здоровый образ жизни.
Врач-стоматолог
детского отделения
Яндиева А.М.